Воскресенье, 19.05.2024, 23:58
Приветствую Вас Гость

3dskyworld сайт посвячений 3D графіці

Меню сайта
Open
Поиск
mini chat
200
Главная » Статьи » Мои статьи

3D
Суть методики БОС состоит в следующем: для того, чтобы научиться управлять каким либо физиологическим процессом в организме (например, частотой пульса), человеку необходимо в реальном времени, секунда за секундой, наблюдать малейшие изменения в управляемой функции (как пульс становится чуть быстрее и чуть медленнее). Одновременно с этим человек пытается повлиять на процесс, немедленно наблюдая результат этих попыток. Постепенно обучающийся обнаруживает те внутренние усилия, которые ведут к изменению параметра в выбранном направлении, обретает способность управлять им.

 Подход, по сути, подобен процессу обучения шевеления ушами, когда человек, стоя перед зеркалом, наблюдает за малейшими движениями кончиков ушей, стараясь сделать движения все более заметными.

Методика БОС отличается от примера с зеркалом только тем, что в качестве зеркала используются данные о психофизиологических процессах – такие как, например, электрокардиограмма или электроэнцефалограмма. И управление ими, как правило, позволяет управлять также и другими связанными процессами – например, уровнем стресса или реакцией на страх – в организме все процессы связаны друг с другом сложной сетью – потянешь в одном месте, отозваться может совершенно в другом. Методика БОС традиционно используется как в скорее медицинских целях (для обучения управлению артериальным давлением или характеристиками кровообращением в конечностях, например), так и в психотерапевтически ориентированных приложениях – например, для обучения человека здоровым реакциям на стресс, развитию внимания, обучению вхождения в требуемые функциональные состояния – например, состояние повышенной творческой активности или «боевой транс».

Все эти различные применения объединяет общая схема: Первый этап: сначала выбирается управляемый параметр – т.е. то, что человек хочет изменить, или чем он хочет научиться управлять: давление, уровень стресса, температура пальцев рук, мозговое кровообращение, мощность альфа-ритма ЭЭГ, умение сосредотачиваться и т.д. Фактически, это может быть и довольно сложный параметр – например, состояние, позволяющее не делать ошибки определенного типа в деятельности определенного типа, или например состояние глубокой медитации.

Вторым этапом является подбор физиологических признаков- функций, связанных с тем, параметром, которым необходимо научиться управлять. Как правило, эти параметры известны. Уровень стресса связан с динамикой кожно-гальванической реакции, мышечным тонусом и спектральной картиной ЭЭГ, артериальное давление может быть измерено непосредственно с помощью методики измерения скорости прохождения пульсовой волны, а характеристики внимания тесно связаны с мю-ритмом ЭЭГ. Для некоторых уникальных задач эти физиологические параметры необходимо искать специально. Например, для того, чтобы спортсмен-единоборец научился входить в состояние так называемого «рапида» (когда время для него субъективно замедляется) необходимо сначала изучить физиологические параметры тех, кто уже умеет достигать этого состояния, и найти уникальную для этого состояния комбинацию физиологических параметров. В любом случае, на втором этапе осуществляется подбор нужных для управления физиологических признаков.

Третьим этапом является собственно процедура обучению управлением выбранной функцией или сразу набором функций (паттерном). Процедура управления - довольно сложный процесс именно с точки зрения психотерапии, подразумевающий правильную настройку человека на процесс, верно выбранную методику (длительность процедуры, параметры настройки приборов и т.д.). Но каким бы он ни был сложным с субъективной точки зрения, технически это комбинация двух элементов: прибора, который регистрирует физиологические параметры (например, если это кардиограмма – то это электрокардиограф) и средств донесения информации о динамике выбранного параметра обучающемуся. Средства донесения информации могут быть разными – это и звук (например, меняющийся по тону, громкости или спектральным характеристикам соответственно изменению управляемого параметра, а также меняющаяся панорама – сдвигающийся вправо-влево или вперед-назад баланс), и вибрация, но главное – это визуальные средства. Это может быть изменяющая яркость или цвет лампа, стрелка на аналоговом приборе, но чаще всего, конечно, используется компьютерный монитор или большой экран. К управляемому параметру может быть привязан не просто цвет или размер нарисованного предмета (например, если человек расслабляется, зеленый помидор становится красным и растет), но и сюжет компьютерной игры.

Категория: Мои статьи | Добавил: skymisha (04.07.2010)
Просмотров: 567 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
*
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7